Аттестат ООО Компания ПолиМ.jpg
Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
СОУТ. О специальной оценке условий труда
В конце прошлого года законодатели приняли Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла спецоценка, проводить которую должны все без исключения работодатели. Кроме того, в целый ряд законов внесены изменения, связанные со спецоценкой. В частности, увеличен административный штраф за отказ от специальной оценки и ужесточено уголовное наказание лиц, по вине которых произошёл несчастный случай на производстве. Соответствующие поправки утверждены Федеральным законом от 28.12.13 № 421-ФЗ.
Вводная часть
В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ.
С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.
Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.13 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). В нем говорится, что спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.
Кто должен проводить специальную оценку
Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.
Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.
Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426-ФЗ.
Какие рабочие места подлежат специальной оценке
Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.
Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.
Ещё одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ чётко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удалённо, специальную оценку проводить не нужно.
Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации. Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.
Как часто проводить спецоценку
По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.
При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.
Как начать специальную оценку
Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.
В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.
Сторонняя организация, проводящая спецоценку — это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.
Проведение спецоценки и оформление ее результатов
В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.
Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.
По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.
Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).
Где используются результаты специальной оценки
В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя.
Правда, в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19.03.13 № 107н, предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но, скорее всего, в ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. А пока этого не произошло, допустимо, на наш взгляд, ставить данные по специальной оценке в действующую форму.
Кроме того, результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов (см. таблицу).
Таблица
Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф взносов в ПФР |
Опасный | 4 | 8 % |
Вредный | 3.4 | 7 % |
3.3 | 6 % | |
3.2 | 4 % | |
3.1 | 2 % | |
Допустимый | 2 | 0 % |
Оптимальный | 1 | 0 % |
Также результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ.
Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. После истечения пятилетнего срока с даты завершения последней аттестации ее результаты аннулируются, и работодатель должен провести спецоценку.
Чем грозит отказ от спецоценки
Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности.
Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены статьей 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб., и для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Возможен и другой вариант наказания — приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы станут применять новую норму, а именно — статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания — предупреждение. Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 руб. до 200 000 руб.. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.
Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. Есть и другой вариант наказания — исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.
Автор: Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»
Источник: БухОнлайн.ру
http://www.buhonline.ru/pub/comments/2014/1/8226
Аттестация рабочих мест по условиям труда и порядок ее проведения
Аттестация рабочих мест по условиям труда обязательна для всех работодателей – как организаций, так и ИП.
Исходя из требований Трудового кодекса, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте (ст.212 ТК РФ).
В соответствии с положениями ст.209 Трудового кодекса, аттестация рабочих мест по условиям труда является оценкой условий труда на рабочих местах в целях:
- выявления вредных или опасных производственных факторов,
- осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011г. №342н и вступил в действие с сентября 2011 года.
Законом от 06.11.2011г. №300-ФЗ внесены изменения в статьи 17 и 22 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998г. №125-ФЗ.
В соответствии с данными изменениями, с 2012 года работодатели обязаны сообщать в ФСС сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих таким осмотрам (п.18 ст.17 закона 125-ФЗ).
Кроме того, начиная с 2012 года, трудовые инспекции (которым организации также обязаны предоставлять результаты аттестации) ужесточают контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда. Об этом уже не раз упоминали их представители.
Чтобы не быть застигнутыми врасплох при проведении проверки трудовой инспекцией, необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, касающиеся аттестации рабочих мест.
НАЧАЛО ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
Работодатели, исполняющие требования Трудового кодекса и собирающиеся провести аттестацию рабочих мест, а так же компании, оказывающие услуги аттестации, должны руководствоваться действующим Порядком о проведении аттестации рабочих мест.
Все рабочие места работодателя обязательно подлежат аттестации.
Для проведения аттестации работодателю необходимо привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию (одну или несколько, по выбору работодателя), которая выполнит работы по аттестации на договорной основе.
С Реестром аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда можно ознакомиться на сайте Минздравсоцразвития по адресу http://rao.rosminzdrav.ru/.
Обратите внимание: Датой начала проведения аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации (п.8 Порядка).
Соответственно, чтобы избежать штрафных санкций*, организациям и ИП необходимо начать аттестацию. То есть – издать приказ об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
*Штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП, в следующих размерах:
- для должностных лиц — от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);
- для ИП — от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц — от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Аттестацию вновь организованных рабочих мест необходимо начать не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
Итак, для начала аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.
Состав аттестационной комиссии и график проведения работ по аттестации утверждаются приказом руководителя.
Согласно п.10 Порядка, в состав аттестационной комиссии включаются:
- представители работодателя,
- специалист по охране труда,
- представители работников,
- представители аттестующей организации.
В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться:
- руководители структурных подразделений организации,
- юристы,
- специалисты по кадрам,
- специалисты по труду и заработной плате,
- главные специалисты организации,
- медицинские работники,
- иные работники.
При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются:
- работодатель или его представитель,
- представители аттестующей организации,
- представители работников (при наличии),
- представители организации или специалист, привлекаемые по договору ГПХ для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.
Аттестационная комиссия:
1. Осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах.
2. Формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы, организует их изучение.
3. Составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест* и указанием:
- факторов производственной среды и трудового процесса,
- травмоопасности,
- обеспеченности работника специальной одеждой и обувью, другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ),
которые необходимо измерять и оценивать исходя из:
- характеристик технологического процесса,
- состава производственного оборудования,
- применяемых сырья и материалов,
- результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных, опасных производственных факторов,
- требований нормативных правовых актов,
- мест проведения этих измерений;
*Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
- одинаковый набор вредных, опасных производственных факторов одного класса и степени;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
4. Готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*.
*Постановление Правительства РФ от 31.10.2002г. №787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
5. Присваивает номер каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более 8 знаков: от 1 до 99 999 999).
6. Заполняет и подписывает карты аттестации.
7. При необходимости готовит предложения о внесении изменений, дополнений в трудовой договор в части обязательств работодателя:
- по обеспечению работника СИЗ,
- установления соответствующего режима труда и отдыха,
- других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными, опасными условиями труда.
8. По результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями*.
*В плане мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями, указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные, опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ
Аттестующая компания должна выполнить:
- все необходимые измерения и оценки, в том числе оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда,
- оформление и подготовку отчета об аттестации.
При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:
- Уведомление о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
- Проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Кроме того, аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных по результатам аттестации.
При проведении аттестации работодатель обязан:
- Содействовать аттестующей организации при проведении аттестации.
- Предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме (по вопросам, относящимся к целям аттестации).
- Запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц.
- Не пытаться сузить круг вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации.
- Не скрывать и не ограничивать доступ к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией.
- Не утверждать отчет об аттестации с приложениями, если они не подписаны представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АТТЕСТУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
При проведении аттестации аттестующая организация:
1. Определяет методы проведения измерений и оценок* на основе действующего Порядка и нормативных правовых актов.
*Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку:
- соответствия условий труда гигиеническим нормативам.
- травмоопасности рабочих мест.
- обеспеченности работников СИЗ.
- условий труда на рабочих местах.
2. Количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.
3. Исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация.
4. Запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.
5. Отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:
2. Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации.
3. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку.
4. Карты аттестации рабочего места по условиям труда (приложение №2 к Порядку), оформляющиеся по Рекомендациям по заполнению карты аттестации рабочего места (приложение №3 к Порядку), с протоколами измерений и оценок.
5. Сводная ведомость результатов аттестации (приложение №6 к Порядку).
6. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (приложение №7 к Порядку).
7. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда* (приложение №8 к Порядку).
*План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, представителем работников, передается на утверждение работодателю.
8. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение N 9 к Порядку).
9. Сведения об аттестующей организации (приложение №10 к Порядку), с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией:
- аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории;
- копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации.
10. Протоколы заседаний аттестационной комиссии.
11. Заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии).
12. Предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю.
Работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.
После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.
Вышеуказанные документы на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
В соответствии с п.3 Порядка, результаты аттестации используются в целях:
1. Приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
2. Установления работникам, занятым:
- на тяжелых работах,
- работах с вредными,
- опасными,
- иными особыми,
условиями труда:
- сокращенного рабочего времени,
- дополнительного оплачиваемого отпуска,
- повышенной заработной платы.
3. Информирования работников:
- об условиях труда на рабочих местах,
- о существующем риске для здоровья,
- о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов,
- о полагающихся работникам компенсациях, при выполнении тяжелых, опасных и вредных работ.
4. Контроля за состоянием условий труда.
5. Оценки профессионального риска.
6. Обеспечения работников средствами сертифицированной индивидуальной и коллективной защиты.
7. Подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных или опасных условиях труда.
8. Подтверждения соответствия проводимых работ по охране труда государственным нормативным требованиям.
9. Подготовки списка работников, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам.
10. Расчета скидок или надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
11. Решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания.
12. Рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников.
13. Санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда.
14. Обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.
15. Приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
16. Обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
17. Сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Письмо от 09.04.2009 г. N 22-2-15/4 Компенсации за работу во вредных условиях труда
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 апреля 2009 г. N 22-2-15/4
МИНИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ
УСЛОВИЯМИ ТРУДА
Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства рассмотрел письмо и сообщает.
В настоящее время организации внебюджетного сектора экономики самостоятельно устанавливают системы оплаты труда, включая системы надбавок и доплат.
Таким образом, данные организации вправе при установлении размеров часовых тарифных ставок рабочих использовать соотношения между тарифными ставками различных категорий рабочих, установленные нормативными правовыми актами бывшего СССР.
Что касается повышенной оплаты труда за работу во вредных условиях труда, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870, минимальные размеры таких повышений в зависимости от класса условий труда должны быть установлены Минздравсоцразвития России.
Таким образом, до принятия соответствующего нормативного правового акта Минздравсоцразвития России, определяющего минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия указанного повышения, продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, — Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78.
Заместитель директора
Департамента заработной платы, охраны
труда и социального партнерства
Н.З.КОВЯЗИНА
СКОЛЬКО СТОИТ АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
Снижение цены аттестации ниже экономически обоснованной приводит к тому, что уже на стадии проведения тендеров закладывается проведение аттестации рабочих мест по «упрощенной схеме», не отвечающей установленным требованиям: отказ от измерений производственных факторов или «бумажное» измерение, оценка травмобезопасности и обеспеченности средствами индивидуальной защиты «под копирку», без обследования и другие упрощения.
Манипуляции с ценами на рынке услуг в области охраны труда, в частности при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения — далеко не редкость. Относительно этой проблемы на I Всероссийском съезде аттестующих организаций, который прошел 9 декабря 2010 г. в Москве, свое мнение высказал замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов: «В моей практике встречались факты, когда аттестацию трех рабочих мест провели за 89 тыс. руб. И это в бюджетной организации. А потом заявляют, что у них не хватает денег на текущую деятельность, а на такие вот абсурдные вещи находятся! А кто-то, наоборот, готов за 300 руб. проводить аттестацию сложнейших рабочих мест. Такая мешанина должна быть прекращена».
Каково же реальное положение дел и сколько на самом деле стоит аттестация? Единого государственного стандарта по определению трудозатрат и принципов расчета цены за оказание услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда не существует. Сама услуга по аттестации рабочего места имеет несколько составляющих: инструментальные измерения, лабораторные исследования, экспертные оценки, другие виды расчетов и подготовка отчетной документации.
Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» как лицо бизнес-сообщества, представляющего эти услуги, определила основные подходы и разработала соответствующие стандарты, однако соблюдают их исключительно члены данной организации, да и то не все и не во всех случаях. Рынок есть рынок, и на нем всегда найдется тот, кто будет предлагать демпинговые цены, оказывать услуги на бумаге, заниматься «обналичкой», прикрываясь формальным оказанием услуг в области охраны труда. Но вернемся к вопросу цены.
Эксперты саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» провели анализ тендеров, в которых приняли участие 243 компании, оказывающие услуги по аттестации рабочих мест.
Посмотрим на обобщенные результаты анализа:
— средняя стоимость 1 РМ по предложению заказчика по всем лотам — 2407 руб.;
— максимальная стоимость 1 РМ по предложению заказчика по всем лотам — 6033,9 руб.;
— минимальная стоимость 1 РМ по предложению заказчика по всем лотам — 660 руб.;
— минимальное предложение за 1 РМ участниками конкурсов (аттестующими организациями) — 299 руб.;
— максимальное снижение цены (раз) участниками конкурсов (аттестующими организациями) — 5,8 раза.
Итак, мы видим, что цены на предоставляемые услуги по аттестации рабочих мест в процессе проведения тендеров снижались практически в 6 раз. Как такое возможно? Ценообразование — процесс сложный, включающий множество факторов, учитывающий специфику производства конкретного продукта или услуги, реагирующий на состояние, насыщенность рынка и т.д. Однако есть и всем известные факторы формирования цены:
— цена услуг должна соответствовать экономически обоснованным расходам на их оказание;
— в цену должны включаться налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Аттестация рабочих мест — сложный инженерный процесс, включающий в себя многочисленные действия с применением дорогостоящего оборудования и имеющий достаточно высокую себестоимость. Экономически обоснованные расходы при проведении аттестации рабочих мест включают в себя многочисленные затраты. Здесь и оплата труда высококвалифицированных специалистов, которые должны проходить обучение и повышать уровень своего профессионализма, стоящие недешево. Включаем в этот список оплату труда вспомогательного персонала — юристов, бухгалтеров, менеджеров, секретарей, директора и т.д. Далее следуют измерения, лабораторные исследования, экспертные оценки, подготовка отчетных документов, содержащие расходы на закупку оборудования и расходных материалов, что существенно увеличивают стоимость проведения работ и оказания услуг. А есть еще техническая и приборная база, которая должна поддерживаться и амортизироваться, а в идеале — обновляться и становиться высокотехнологичной, как требует того государство. Прибавим затраты на метрологическое обеспечение, на проверку и ремонт оборудования, использование которого непосредственно связано с оказанием услуг. Приплюсуем затраты на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества. Добавим командировочные и транспортные расходы. А еще есть актуализация нормативно-правовой базы, закупка и поддержка программного обеспечения, да и затрат на общехозяйственные нужды никто не отменял.
Учитывая все перечисленные затраты и наблюдая в результате проведенного анализа минимальное по стоимости предложение аттестации одного рабочего места за 299 руб., очевидным становится противоречие между расходами и ценой за услугу. Предположим, такую аттестацию провели, тогда сразу возникает вопрос к качеству оказанной услуги. А если учесть, что в данную цену включены все необходимые выплаты по налогам и сборам, такое предложение выглядит очень сомнительным.
Однако работодателя, который по закону несет ответственность за проведение аттестации рабочих мест, это не смущает. Выступающий в правовых отношениях с аттестующими организациями как заказчик, в большинстве своем он по разным причинам не имеет возможности адекватно оценить реальную стоимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Об этом говорит разброс цен, предлагаемых заказчиками на тендерах, от 660 руб. до 6033,9 руб. — это практически в 10 раз! Возникает такое ощущение, что стоимость берется «с потолка» либо по договоренности с предполагаемым исполнителем работы.
Если оценить весь процесс аттестации рабочего места по трудозатратам и определить, сколько времени занимает аттестация одного рабочего места, то становится ясно, что это ни в коей мере не может стоить 300 руб. Например: возьмем рабочее место на производстве. Специалист выезжает на предприятие (а это не всегда соседний офис), как правило, время в пути — от одного часа до 48 ч. Придя на рабочее место, он расчехляет и готовит нужное оборудование, по времени это занимает от 15 мин., производит все измерения на рабочем месте, что занимает от часа и более в зависимости от степени сложности рабочего места, проводит осмотр и описание рабочего места, а также опрос работников — не меньше 15 мин. В дальнейшем предстоят проведение расчетов и подготовка отчетных документов, которые тоже займут не менее часа на одно рабочее место.
А если нужны специальные виды исследований, специальное оборудование, привлечение узкопрофильных экспертов? Как, например, в угольной промышленности, когда замеры проводятся в шахтах, в агрессивной среде, с использованием взрывозащищенного оборудования. Затем весь процесс частично повторяется еще один раз, ведь оценка микроклимата должна производиться в холодный и теплый периоды. Просто диву даешься, как это можно сделать за 300 руб.!
Действительно, «жесткий демпинг» — серьезная проблема на рынке услуг в области охраны труда, так как проверить работу таких исполнителей некому, специально этим никто не занимается. Пока система контроля и надзора устроена таким образом, что она реагирует на жалобу или сигнал. Еще одной проблемой, которая видна невооруженным взглядом, стало то, что многие работодатели относятся к аттестации рабочих мест халатно и допускают аттестацию, не отвечающую установленным требованиям (отказ от измерений производственных факторов или «бумажное» измерение, оценка травмобезопасности и обеспеченности СИЗ «под копирку», без обследования и другие упрощения). Причем явными поклонниками дешевизны являются, как ни странно, бюджетные организации, которые таким образом просто выбрасывают деньги на ветер. Замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов такую организацию работ расценил «как нецелевое использование бюджетных средств», а это наказуемо, и не только административно.
Поражает и неинформированность работодателя, порой он даже не представляет, что аттестация рабочих мест включает обязательные и строго регламентируемые этапы, объем и качество выполнения которых и определяют достоверность аттестации рабочих мест в целом. Многие относятся к аттестации рабочих мест как к преграде, мешающей им работать, тормозящей развитие бизнеса. Основным критерием выбора аттестующей организации становится минимальная цена. Редкий случай, когда в конкурсной документации встречаются требования к аттестующей организации представить доказательства соответствия итогов аттестации установленным требованиям (заключение государственной экспертизы условий труда, независимой экспертизы) или предоставления гарантий на безвозмездное устранение нарушений.
Средняя стоимость предложений от заказчиков аттестации рабочих мест, приведенная в обобщенном анализе, составляет 2407 руб. На съезде аттестующих организаций Владимир Савинов, исполнительный директор саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», в которой состоят 120 компаний, работающих на рынке услуг в области охраны труда, представил основную задачу для участников рынка — формирование кодекса поведения и напрямую затронул вопрос формирования цены. По мнению профессионального сообщества, интересы которого он представляет, адекватная и соответствующая трудозатратам цена составляет от 2000 руб. за аттестацию одного рабочего места. Конечно, с учетом определенной специфики того или иного рабочего места, в зависимости от сроков и объемов работ цены меняются, но эти колебания не должны носить манипуляционный характер.
Безусловно, в условиях свободного рынка работодатель и аттестующая организация в каждом реальном случае найдут компромисс. Однако нужно четко понимать, что снижение цены аттестации ниже экономически обоснованной приводит к тому, что уже на стадии формирования условий тендеров закладывается проведение аттестации рабочих мест по «упрощенной схеме». К такому же результату приводят тендеры, в которых компания-заказчик указывает, прямо скажем, фантастические сроки исполнения работ. Известен пример, когда авторитетнейший российский многопрофильный исследовательский институт обозначил в своей конкурсной документации проведение аттестации 2500 рабочих мест за 20 дней! Это притом, что деятельность таких организаций специфична, я бы даже сказал, уникальна.
Этот случай далеко не единичный, когда уважаемые, серьезные организации «не ведают, что творят» в вопросах охраны и условий труда, в частности аттестации рабочих мест. Но, как известно, «незнание не освобождает от ответственности», впервые эту ответственность предложено разделить между работодателем и аттестующей организацией. Это четко обозначил Александр Львович Сафонов, когда с трибуны Первого Всероссийского съезда аттестующих организаций сообщил всем присутствующим в зале руководителям аттестующих организаций об их персональной административной и уголовной ответственности за оказанные услуги в области аттестации рабочих мест.
Реформирование системы в области охраны труда затронуло не только работодателей и аттестующие организации, государством принято беспрецедентное решение — закрыть доступ к проведению аттестации рабочих мест государственным учреждениям всех уровней, чтоб исключить поводы для возникновения коррупции и лоббирования интересов. Принятые Минздравсоцразвития России меры позволят включить рыночные механизмы для полноценного развития рынка в данном сегменте, а это, в свою очередь, сподвигнет аттестующие организации и работодателей со всей ответственностью относиться не только к вопросу цены, а еще и к качеству оказываемых услуг.
О.А.Косырев
Директор
ЗАО «Клинский институт охраны
и условий труда «ОЛС-комплект»,
председатель
Совета саморегулируемой организации
Некоммерческое партнерство
«Национальное общество аудиторов
трудовой сферы»
Финансирование расходов на проведение аттестации за счет ФСС РФ
Проведение аттестации рабочих мест можно провести за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для этого в ФСС РФ необходимо представить заявление, план финансового обеспечения предупредительных мероприятий и копию плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Помимо этого к заявлению необходимо приложить следующие документы:
копию приказа организации о создании аттестационной комиссии для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
копию договора о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с приложением калькуляции стоимости проведения работ по аттестации;
копию уведомления о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
На финансирование аттестации рабочих мест можно направить не более 20% суммы страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за прошлый год за вычетом расходов на выплату обеспечения по этому виду страхования.
Ответственность
На аттестующую организацию возлагается ответственность за достоверность проведения измерений и оценок.
Работодатель несет ответственность:
за проведение аттестации;
за достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.
Уклонение от исполнения трудового законодательства, согласно ст. 5.27 КоАП РФ, может повлечь за собой:
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.;
наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Контроль возложен на Государственную инспекцию труда Российской Федерации.
Следует отметить, что при проведении контрольно-надзорных мероприятий могут быть выявлены нарушения порядка проведения аттестации рабочих мест или оформления документов по ней. При выявлении нарушений порядка проведения аттестации по требованию должностных лиц органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, рабочие места аттестуются повторно.
Оформление результатов аттестации
Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:
приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
перечень рабочих мест;
карты аттестации рабочего места по условиям труда;
сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение N 6 к Порядку);
сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в связи с этим устанавливать работникам (Приложение N 7 к Порядку);
план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (Приложение N 8 к Порядку);
протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);
сведения об аттестующей организации;
протоколы заседаний аттестационной комиссии;
заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).
Аттестационная комиссия не вправе утверждать отчет об аттестации, если указанные ранее документы не подписаны представителями аттестующей организации.
Работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. Отчет о проведенной аттестации хранится у работодателя.
В течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях работодатель направляет в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации:
сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
сведения об аттестующей организации.
Аттестующая организация передает указанные документы на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
Комплексная оценка
На основании результатов представленных ранее оценок осуществляется комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте и составляется карта аттестации рабочего места по условиям труда.
Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда», если одновременно выполняются следующие условия:
при оценке травмоопасности рабочего места не выявлены несоответствия требованиям охраны труда, и рабочие места соответствуют требованиям обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
условия труда на рабочем месте соответствуют гигиеническим нормативам.
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».
При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных:
либо на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
либо на уменьшение времени их воздействия.